Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование в школе

Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному обучению путем организации деятельности в образовательных учреждениях на основе применения личностно-ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей. Определение оптимальных путей и средств внедрения инклюзивного образования базируется на основе соответствующего нормативно-правового, учебно-методического, кадрового, материально-технического и информационного обеспечения.

Основной целью инклюзивного образования в МБОУ «Тиксинская СОШ №1» является создание условий по обеспечению инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Наличие условий для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.

В МБОУ «Тиксинская СОШ №1» созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. На протяжении всего срока обучения осуществляется социальное, психологическое и педагогическое сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Обучение ведется по адаптированной образовательной программе. 

Образовательный процесс для обучающихся с ОВЗ в МБОУ «Тиксинская СОШ №1» может быть реализован в следующих формах:

- в общих классах  (совместно с другими обучающимися) без применения специализированных методов обучения;

- в общих классах (совместно с другими обучающимися) с применением специализированных методов обучения;

- по индивидуальному плану (домашнее обучение).

Адаптационный модуль может быть освоен обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ, как на первом году обучения, так и в любой момент по заявлению обучающегося инвалида в зависимости от психофизического состояния, индивидуальных возможностей, состояния здоровья обучающихся с ОВЗ и на основе учета рекомендаций ИПР инвалидов.

После освоения адаптационного модуля обучающийся инвалид и обучающийся с ОВЗ продолжает обучение в общих классах (совместно с другими обучающимися - инклюзивно) с применением специализированных методов обучения, либо если нет медицинских показаний без применения специализированных методов обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося инвалида и лица с ОВЗ, становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений.

 Социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:

- Мероприятия, сопутствующих образовательному процессу и направленные на их социальную поддержку

- Создание в школе толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой позиции соучастия, готовности всех челнов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для обучения детей с ОВЗ имеется специальные учебники и учебные пособия по основным предметам.

Доступность зданий и сооружений

Не обеспечена доступность прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для инвалидов-колясочников; санитарно-гигиенические помещения для инвалидов не предусмотрен.

 

Советы родителям детей с ОВЗ про ЕГЭ

Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).

 

Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.

После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.

Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 марта текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.

Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!

 

Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.

Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора

 

Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.

На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.

При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.

В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Подробная информация о порядке организации и проведения ГВЭ.

 

Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья

При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.

Таким образом, заключение ПМПК, полученное выпускником до 1 марта, необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.

Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал госдарственную (итоговую) аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.

Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!

 

Материал взят с Официального информационного портала единого государственного экзамена